Ocean Girl :: Девочка из океана – Техническое руководство ОРКА

Техническое руководство ОРКА

Несколько слов от переводчика. Данная статья является переводом с немецкого статьи "Der technische ORCA-Führer" (авт. Peter "Rattacresh" Backes). Должна сразу отметить, что не со всеми утверждениями этого описания я согласна, но менять ничего не стала, оставила, как есть, все-таки человек старался, и работа была проделана просто колоссальная. Разве что кое-где добавила свои комментарии (курсивом).
Статья печатается с ведома и разрешения автора. И, как выразился сам Rattacresh, при составлении этого описания он пользовался своим воображением и некоторыми приблизительными догадками, поэтому не доверяйте всему нижесказанному так уж сильно.
И еще один момент. Если английский я более-менее знаю, то немецкий я не знаю вообще, поэтому не судите слишком строго. Если кто-то может перевести лучше, я буду только рада и безмерно благодарна.

1. Введение

ОРКА (Австралийский Центр Океанских Исследований) – научно-исследовательская станция, которая находится в Коралловом море, под водой, прочно установленная на морском дне.

'ORCA' официально расшифровывается как 'Oceanic Research Centre Australia'. ОРКА находится в Коралловом море в точке с координатами 14°55'34"S, 145°46'26"E (прим. – в оригинале было W, но сам автор признался, что это опечатка) у подножия Большого Барьерного Рифа.

Назначение ОРКА состоит в том, чтобы предоставить ученым возможность проводить исследования непосредственно на месте под водой.

Основными целями ОРКА на сегодняшний день являются:

  • Картография и геологическое исследование рифа;
  • Изучение поведения китов и организмов рифа;
  • Геофизические исследования и исследования физики моря;
  • Исследование новых материалов и новых методов поиска природных ресурсов;
  • Альтернативные способы производства энергии;
  • Биоэлектрические науки.

Из-за растущего перенаселения ОРКА временно получает новое назначение (предписание): сформировать штаб-квартиру проекта по созданию в ближайшем будущем возможности для людей жить в подводных городах. Однако они скоро осознали, какой манией величия страдает этот проект и, чтобы не растрачивать финансовые средства еще больше, он был остановлен и отложен на неопределенный срок. Но, возможно, в один прекрасный день многие люди действительно будут постоянно жить в таких искусственных подводных городах?

2. Команда (личный состав, экипаж)

ОРКА имеет постоянную команду из 580 человек, состоящую в основном из оплачиваемых на государственном уровне морских биологов и других ученых, прикомандированных правлением станции. Высшую командную власть имеет Командующий (Commander). Ему непосредственно подчиняются первый и второй офицеры, экологический офицер (офицер-эколог) и руководитель кадетов. Несколько инспекторов, в частности квалифицированные члены австралийской полиции, обеспечивают безопасность на борту. Персонал также включает группу поваров, уборщиков и команду врачей.

2.1. Срок службы

Для того чтобы работать на ОРКА, надо быть высококвалифицированным специалистом. Тем не менее, большинство ученых имеют только один трудовой договор (контракт) в среднем на шесть месяцев; делается это с той целью, чтобы каждый из них однажды мог получить шанс заниматься своими исследованиями непосредственно на месте. Периодические поездки на материк также предусмотрены, чтобы, к примеру, мама имела возможность навестить в выходные своих детей.

Постоянных сотрудников, таких как уборщики, повара и т.д., это, естественно, не касается.

Командующий и офицеры ОРКА в значительной степени предоставлены австралийской армией, и могут быть переведены так же, как 'обычные' служащие. Таким образом, нынешний состав людей на командном мостике часто зависит от настроений в армии.

Посетители (гости), в принципе, могут находиться на ОРКА в течение одного дня. Однако в зависимости от ситуации пребывание может быть продлено на несколько дней.

3. Устройство ОРКА

Часть ОРКА находится над поверхностью воды и еще гораздо большая под ней; она разделена на четыре области (так называемые 'уровни') и командный мостик. Эти части связаны между собой лифтом.

3.1. Области (зоны)

Подводная станция состоит из четырех областей: альфа, бета, дельта и гамма уровней (прим. – автор почему-то забыл, что есть еще уровни лима, рекреации и т.п., кроме того, уровней там тринадцать).

Они состоят из трех модулей, стоящих один над другим, и расположены в форме квадрата на морском дне (каждый уровень в углу квадрата). Модули каждого уровня связаны коридорами. Модули каждого сектора [не уровня] связаны лифтами (прим. – тут автор несколько запутался в терминологии, то у него модули состоят из уровней, то наоборот; но он обещал со временем пересмотреть свое описание).

Модули пронумерованы греческими буквами и имеют до пяти этажей (прим. – спорный вопрос).

Все эти модули имеют одинаковую форму. И состоят из цилиндров [...] метров в высоту и [...] метров в диаметре. Потолок и пол каждого изогнуты наружу на [...] метров, чтобы выдерживать давление воды. Наряду с этим имеется еще пятая область, которая состоит из одного единственного модуля, а именно: первая под поверхностью воды (прим. – и опять же, автор ошибается, таких блоков, один над другим, всего четыре, три из них состоят из 4 'цилиндров' и один – тот самый, 'состоящий из одного модуля'). Она расположена на центральной оси ОРКА, так что средний (центральный) лифт проходит прямо через этот модуль(прим. – 'центрального' лифта нет, есть только турбо-лифт, который и заканчивается в этом модуле). Здесь находятся командный мостик и каюта командующего (прим. – спорный вопрос). Электроснабжение и системы жизнеобеспечения этого уровня совершенно не зависят от остальной части станции, так как командующий должен иметь возможность по-прежнему отдавать приказы экстренных случаях, если, к примеру, большая часть станции будет уже разрушена землетрясением.

3.1.1. Монтаж (установка)

Стальной каркас станции возведен на прочном фундаменте, который бетонировался прямо в морское дно. В качестве материала было использовано новое (новаторское) вещество, которое связывает выгодные качества пластмассы и сплава высококачественной стали/титана/иридия. Материал свариваемый; готовые части поставляются со [?склада] (прим. – клянусь, так и написано [?Materiallager]) к месту назначения под водой. Некоторые из частей крепятся болтами, таким образом, модули могут быть легко заменены новыми.

3.2. Освещение

Вокруг станции на морском дне установлены мощные прожекторы, которые ярко освещают нижние этажи и, соответственно, всю станцию ночью.

3.3. Над уровнем моря

Верхняя часть ОРКА представляет собой Т-образную платформу, в середине которой находится конечная точка лифта, крыша и стены которой покрыты листами из нержавеющей стали. На этой крыше расположены антенны, поднимающиеся на 10 метров вверх. Кроме того, на платформе расположены причал для судов и посадочная площадка для вертолета.

3.4. Мостик

Особый уровень образует мостик. Он состоит только из одного модуля, расположенного по центру относительно остальных модулей (и, таким образом, ближайший к поверхности воды). Четыре лифта, каждый из которых связывает расположенные друг над другом модули уровней, заканчиваются в этом модуле-мостике. А уже оттуда идет лифт прямо на поверхность.

В течение дня на мостике находятся командующий, первый и второй офицеры, а также периодически руководитель кадетов. В зависимости от нагрузки, также несколько других людей. С мостика отдаются все приказы, которые передаются по радио, выдаются разрешение на отплытие судов и посадку вертолета.

3.5. Двери

Двери на ОРКА функционируют полностью гидравлически и автоматически открываются после перепроверки карты ОРКА посредством сенсора, расположенного справа от двери. Таким образом, они хорошо работают только при наличии электричества, и также возможны проблемы с передачей данных.

С помощью кард-ридера можно вызывать такие функции двери:

  • Когда карта пропускается однократно, дверь открывается. После того, как дверь открыта, на ридере загорается зеленый огонек. Если несколько секунд (время регулируется ХЕЛЕН для каждого индивидуально) через дверь никто не проходит, она автоматически закрывается, и на ридере снова загорается красный огонек, расположенный под зеленым. (прим. – от себя еще добавлю, что таким же способом можно и закрыть дверь, если, допустим, мы не хотим кого-нибудь пускать. Т.е. банально захлопнуть перед ним дверь).
  • Если карта быстро пропускается несколько раз подряд, то двери блокируются, т.е. сразу же закрываются и запираются с обеих сторон. Это нужно только в экстренных случаях, например, затопления водой (прим. – а также этим пользуются всякие несознательные личности, вроде шпионов УБРИ). Блокировка сразу же отображается на мониторе, на мостике. На самой же двери это состояние сигнализируется быстрым мерцанием попеременно зеленого и красного огоньков по обе ее стороны.

4. Организация

4.1. Электроснабжение

ОРКА получает всю свою энергию из экологически чистых источников. Морская вода направляется по много объемным трубам к центральному генератору, где с помощью силы отливов-приливов производится гидроэлектроэнергия. Непрерывность электроснабжения постоянно контролируется с помощью мониторов.

4.2. Безопасность

Исследовательская станция связана с морским дном прочными металлическими стойками, что позволяет легко выдержать землетрясения, не подвергая опасности жизни членов экипажа. Правда, для лифта, который ведет на поверхность, оптимальное обеспечение безопасности все еще не найдено. Хотя здесь также имеются в наличии опоры, поддерживающие часть над уровнем моря (прим. – в смысле, понтон), но по-прежнему существует опасность того, что труба может быть разорвана очень сильными землетрясениями или штормами.

4.3. Эвакуация

В случае возникновения необходимости эвакуировать станцию, командование берет на себя ХЕЛЕН, бортовой компьютер. Это называется 'компьютерно контролируемой эвакуацией' и проходит по следующей схеме:
  • Все люди на борту делятся на разные группы, причем по возможности стараются обеспечить, чтобы все члены семьи попали в одну группу;
  • Составляется график, в каком порядке следуют группы. Сначала только дети, затем гости (посетители), научные работники, обслуживающий персонал, механики и в конце весь экипаж мостика;
  • У военных запрашиваются корабли или вертолеты (в зависимости от погодных условий);
  • Как только прибывает первый корабль или вертолет, группа за группой вызывается к лифту, затем поднимается на поверхность и там немедленно перевозится на материк;
  • Последними покидают станцию командующий и первый и второй офицеры, они улетают на вертолете ОРКА;
  • С этого момента ХЕЛЕН имеет полную свободу действий и должна заботиться только о том, чтобы ущерб был минимальным;
  • Как только кризисная ситуация миновала, экипаж в обратном порядке возвращается на станцию.

4.4. Снабжение

Поставки нового оборудования, почты, пищевых продуктов, а также доставка людей решается двумя способами: на вертолетах и лодках.

4.5. Утилизация мусора

5. Компьютерная система управления

Компьютерная система управления ОРКА состоит из компьютера 'HELEN 3000' (Hydro Electronic Laiason Entity Nr. 3000), которая постоянно следит за всеми процессами на борту. ХЕЛЕН имеет голосовой интерфейс, благодаря астрономической вычислительной мощности центрального процессора, которая делает возможным почти безошибочное распознавание устных предложений. Ядром (сущностью ХЕЛЕН) является система искусственного интеллекта, которая может обрабатывать сколь угодно много процессов одновременно и при этом имеет доступ к общей информационной базе данных. Так, например, люди на мостике и в машинном отделении могут 'говорить' с ХЕЛЕН абсолютно независимо друг от друга. Текучая, плавная (размеренная) речь ХЕЛЕН делается возможной благодаря тому, что нужные слова составляются из запаса всех встречающихся в человеческом языке слогов. Для того чтобы процесс сборки слов не был заметен, происходит дополнительное интерполирование предложений. Т.к. диктором для слогов была женщина, то и голос у ХЕЛЕН соответствующий и поэтому официально считается, что ХЕЛЕН женского рода.

При программировании ХЕЛЕН какая-либо совместимость не принималась во внимание, поскольку предполагалось, что все компьютеры на станции будут того же типа. Таким образом, операционная система слилась воедино (тесно связана) непосредственно с аппаратными средствами, чтобы достичь максимально возможной скорости и стабильности без компрометации (несанкционированное раскрытие или потеря защищённой информации). Другие аппаратные и программные модули могут быть доустановлены в любое время в машинном зале, как платы или программное обеспечение соответственно.

Однако программисты ХЕЛЕН все еще не были удовлетворены ее работой: позднее был разработан модуль, который придает ХЕЛЕН остроумную индивидуальность.

5.1. Система обеспечения безопасности COMPULOX

На ОРКА используется система безопасности 'COMPULOX', интегрированная как модуль в операционную систему ХЕЛЕН. Она хранит в системной базе данных всю имеющуюся информацию о членах экипажа, каждому из которых присвоен свой собственный уникальный 'ORCA-ID' (удостоверение личности).

Для того чтобы любой человек мог идентифицировать себя, необходима ОРКА-карта. Она состоит из запаянного в пластик документа, удостоверяющего личность, который содержит: имя, паспортную фотографию и ORCA-ID – последний как напечатан, так и нанесен на магнитооптическую область на карте в компьютерночитаемой форме, ранее это происходило посредством системы, подобной штрих-коду.

Таким образом, для открытия дверей, недоступных для общего пользования, карту нужно подержать или пропустить под лазерным сенсором. Такой находится слева от каждой двери или шлюза на стене. Затем сенсор передает данные в систему COMPULOX, которая расшифровывает ORCA-ID и проверяет, имеет ли право этот человек на открытие данной двери. Тогда только она открывается. Однако это происходит настолько быстро, что человек ничего не замечает. Как говорится, двери без ручек, так что нет другого способа открыть их, кроме как силой.

Дневные посетители также получают карты допуска, которые тоже включают ORCA-ID. Именно поэтому один и тот же ORCA-ID никогда не используется повторно. Это главным образом предотвращает случаи, когда дневной посетитель может получить права недавно переведенного на берег офицера, поскольку могли забыть аннулировать связанные с его ORCA-ID права. Как правило, эти данные хранятся до тех пор, пока человек не оставляет ORCA-Pacifics – либо в связи с выходом на пенсию, либо с переходом на работу в другую компанию. Хитрые хакеры на борту ОРКА (Джейк 'Фрогги' Райли – наиболее пользующийся дурной славой) пользуются этим и изменяют ID карты до тех пор, пока не находят один с повышенными привилегиями.

Помимо авторизации ORCA-ID имеет и другое назначение: она также обозначает номер счета владельца на ОРКА. Наличные деньги не используются (больше?) на ОРКА. Таким образом, оплата еды в столовой происходит через ОРКА-карту. Сперва карта должна быть прочитана сенсором, а затем выбрано желаемое. Сумма будет автоматически снята со счета.

5.2. Линии передачи данных

Вся информация (телефонные звонки, передача изображений и т.д.) передается линиями ОРКА в цифровой кодировке. Кроме того, используются специально разработанные для ОРКА стандарты аудио- и видео-компрессии. Чтобы переслать их по сети, они должны быть преобразованы в магнитную частотную модуляцию, которая очень походит на output музыкального усилителя.

5.3. Контроль

На ОРКА постоянно ведется видео-наблюдение, камеры установлены во всех (без исключения) узловых точках (перекрестках) коридоров, и таким образом никакое подозрительное движение не ускользнет от них. Видео с камер записывается на DVD-RAM и хранится в архиве шесть месяцев, пока не будут перезаписаны новые данные.

В целях экономии места, стандартное изображение снимается каждой камерой один раз. С этого момента, снимаются только вещи, которые отклоняются от стандартного изображения, то есть проходящие по коридору люди или предметы, которые там помещают.

5.4. Стандартное программное обеспечение

Для компьютерной системы ОРКА были специально разработаны программы, которые делают возможным беспроблемный обмен информацией между экипажем. Таким образом, для редактирования и хранения аудио данных используется программа 'AUDIOTRACKER', которая также использовалась компанией УБРИ. Для захвата и обработки трехмерных топографических данных сканирования рельефа морского дна была разработана программа 'ORCA Hydro Scan', в которой входящие данные также могут немедленно отображаться на экране в реальном времени. Для просмотра и обработки трехмерной топографической карты используется программа 'Grid Master'. Т.к. формат данных был взят из 'ORCA Hydro Scan', то карты могут быть непосредственно перенесены из одной программы в другую для дальнейшей обработки. Все эти программы используют единый графический интерфейс, адаптированный под ХЕЛЕН.

5.5. Средства резервного хранения данных

На начальном этапе в ОРКА для резервного хранения данных использовались обычные 1,44-дюймовые дискеты, однако они были заменены на DVD-RAM'ы, а потом и на еще меньшие Mini-DVD диски.

6. Жизнь на борту

6.1. Жилье

Каждая семья и каждый ученый на ОРКА имеет собственное жилье (каюту) с одной или несколькими комнатами, включает также душ и терминал, с помощью которого человек может звонить (с изображением) и смотреть телевизор. В спальнях, как правило, две кровати. Комнаты могут быть меблированы в соответствии с пожеланиями и вкусами жителей.

6.2. Дети

Так как ученые живут на ОРКА со своими семьями, само собой разумеется, должны быть реализованы все средства ОРКА, в которых дети нуждаются. Например, имеется собственная школа с обязательным посещением для детей и подростков, пока они не достигли возраста окончания образования.

Все классные кабинеты оборудованы компьютерами для каждого учащегося, управляемыми специально предназначенной мультимедийной системой, которая использует интерфейс ХЕЛЕН. В дополнение к обязательным предметам ученик ОРКА может еще получить сертификат на управление катером, вертолетом или пройти дайвинг курсы.

6.3. ТВ (телевидение)

ОРКА имеет свой собственный телеканал. Там большей частью передаются новости самой подводной станции, данные погоды, штормовые предупреждения и научные передачи об океане.

6.4. Лаборатории

Лаборатории, оборудованные для соответствующих ученых, используются совместно несколькими людьми одной специализации. Оборудование должно быть заказано и одобрено командующим, так как оно оплачивается из бюджета ОРКА.

7. Финансирование

Большая часть и гидрокостюмов спонсированы (или предоставлены?) компанией 'SONAR'. Бюджет ОРКА покрывается средствами от различных компаний, в том числе ZENCO.

8. Инвентарь ОРКА

Следующие вещи находятся в распоряжении ученых ОРКА:
  • Минифин;
  • Гидрокостюмы и водолазное снаряжение со встроенной рацией;
  • Специальные водолазные шлемы для погружения на большую глубину;
  • Высокопроизводительные насосы;
  • Приборы (аппаратура) для всех возможных областей применения;
  • Гидролокаторы (гидролокационная станция);
  • Радиоаппаратура;
  • Веревки, тросы, снасти;
  • Видео и фото камеры, в том числе позволяющие делать снимки подводного мира непосредственно под водой;
  • Высокочувствительное оборудование для записи звука, которое также принимает частоты, неслышимые человеческим ухом;
  • Подводные микрофоны;
  • Фонари и осветительные приборы, в том числе для работ под водой;
  • Магниевые фальшфейеры;
  • Несколько быстроходных катеров, так называемых 'Зодиаков' (прим. – ну вообще-то 'Зодиак' – это надувная лодка с мотором, но никак не катер и уж тем более быстроходный), подходящих, прежде всего, в качестве буксировочного транспорта, а также удобных для ученых, чтобы отправиться на близлежащие острова, проводить там свои исследования;
  • Несколько водных мотоциклов (waverunners);
  • Вертолет.

8.1. Минифин (MiniFin)

ОРКА имеет в своем распоряжении подводную лодку, рассчитанную на двух человек. Она может выдержать большое давление, и, таким образом, в ней можно спуститься в глубоководные впадины. Название 'Минифин' складывается из двух слов 'мини' и 'дельфин'; это действительно быстрый, маленький и маневренный дельфин.

На протяжении всего путешествия камера снимает вид из смотрового окна и хранит его в 'черном ящике' (специально защищенном от всех видов воздействия окружающей среды), чтобы можно было позже пересмотреть запись в более спокойной обстановке.

Чтобы получить необходимую тягу для движения используются две турбины позади лодки. Они содержат вращающиеся винты, которые выталкивают воду назад и перемещают таким образом субмарину вперед. Можно управлять лодкой во всех направлениях: при повороте налево или направо соответственно несколько замедляется левая или правая турбины; для движения вверх или вниз регулируются рули позади обоих винтов (или может быть, на крыльях).

Управление происходит внутри лодки с помощью джойстика. Кроме того, в кабине имеются измерительные приборы и передатчик. Оба пассажира находятся в постоянном радиоконтакте с мостиком на ОРКА, чтобы при каких-либо проблемах на борту немедленно их уведомить.

Место для стыковки Минифина находится непосредственно рядом с водолазным бассейном. Подлодка, управляемая компьютером ОРКА, стыкуется со станцией в двух точках (фиксации) и шлюзы автоматически открываются, так что пассажиры через две трубы могут попасть наверх, непосредственно в водолазную камеру.

9. Правила ОРКА

  • ОРКА обязано предоставлять военным абсолютный приоритет.
  • Для солдатов и офицеров, прибывших без предварительного уведомления, запасное жилье должно быть гарантировано доступно в любое время.
  • Военные вертолеты и корабли могут без предварительного уведомления совершить посадку или пристать к понтону.
  • На борту ОРКА сладости не допускаются (прим. – ну, не то, чтобы совсем не допускаются, вспомнить хотя бы, какой громадный торт был у Бретта на дне рождения, и которым он объелся). Хотя теоретически компьютерный заказ предусмотрен, но функция была отключена, потому что ученые должны оставаться в хорошей форме и всегда иметь в виду, что они тут не на райском курорте.
  • Не все продукты питания могут быть заказаны (запрошены) экипажем. Для этого шеф-повар должен дать разрешение, например, в случае государственного визита.
  • Командующий несет полную ответственность за станцию. Его решения подчиняются (подведомственны) только австралийскому законодательству, уставу ОРКА или более высокому по рангу члену ORCA-Pacific, если таковой есть на борту. Он единственный человек, который контролирует все команды ХЕЛЕН, с которой первое время часто возникали проблемы, поскольку, когда речь шла о жизни или смерти, компьютер просто переставал отвечать на запросы и искал решение с оптимальным соотношением между риском и человеческими жертвами.
  • Половина вычислительного времени ХЕЛЕН принципиально приходится на мостик. Это отнюдь не является необходимым, однако в кризисных ситуациях вся необходимая вычислительная мощность должна быть в распоряжении немедленно.
  • Использование Минифина должно быть санкционировано командующим.
  • Никто не может быть уволен из-за отсутствия каких-то умений, если ему не предоставили возможность усвоить это умение за соответствующий период времени.
  • Меньшие споры улаживаются командующим, для больших решение должен выносить суд, избранный из всех членов ORCA-Pacific, что, естественно, должно регулироваться правилами ОРКА и австралийским законом. Этот трибунал состоит из трех судей, которые должны принимать решение единогласным голосованием.
  • Дайвинг, использование катеров, вертолета или Минифина может быть разрешено только после того, как были пройдены соответствующие курсы и сданы экзамены. Полученная лицензия будет храниться в ORCA-ID, и, таким образом, каждый, кто владеет картой с этим ID, может пользоваться соответствующими вещами.

Следующие правила в настоящее время считаются Трибуналом устаревшими и, вероятно, в ближайшем будущем будут отменены:

  • Если проект обещает коммерческие источники дохода и принимает во внимание удовлетворительное отношение к охране окружающей среды и ориентированные на исследование намерения ОРКА, он должен быть разрешен.

НАЗАДПоследнее обновление:
Эта страница (http://oceangirltv.narod.ru/places/orca-guide.html) – часть сайта OceanGirlTV
1994- © Jonathan M. Shiff Productions // 2006- © Ithil
Полное или частичное использование материалов данного сайта на других ресурсах без моего разрешения строго ЗАПРЕЩЕНО.